Приветствую Вас, Гость

2-й  г о д  о б у ч е н и я

Содержание

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 2-го года обучения. Тематика занятий. Взаимосвязь неорганической химии с органической. Органические вещества.

Т е м а "Нахождение молекулярной формулы органического вещества”. Способы нахождения молекулярной формулы вещества: по массовым долям входящих в него химических элементов; по относительной плотности данного газообразного вещества по какому-либо газу и массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества.

Т е м а "Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”.Особенности протекания химических реакций с участием органических веществ.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение массы, количества вещества, объема продуктов реакции по массе, количеству вещества, объему исходных веществ; на нахождение массы продуктов реакции, если известны массы всех исходных веществ (задачи на избыток); нахождение массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Т е м а "Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”. Основные классы органических соединений. Химические свойства и основные способы получения органических веществ. Основные способы перехода одного класса к другому. Пути перехода от органических веществ к неорганическим.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на цепочки превращений; экспериментальное осуществление отдельных фрагментов цепочек превращений; составление цепочек превращений и обсуждение рациональных способов перехода от одного класса веществ к другому.

Т е м а "Окислительно-восстановительные реакции”. Особенности окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Расстановка коэффициентов в них методами электронного баланса и полуреакций.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: расстановка коэффициентов в уравнениях реакций с участием органических веществ; составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Т е м а "Качественные реакции на органические вещества”. Качественные реакции на алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе; получение мыла в лаборатории.

Т е м а "Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”. Электронные и графические формулы атомов и ионов, находящихся в больших и малых периодах.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: написание электронных и графических формул атомов и ионов; семинар "От натрия до аргона” (интересные факты о химических элементах).

Т е м а "Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”. Энергия активации. Правило Вант-Гоффа. Катализатор. Закон действующих масс. Скорость химической реакции. Константа скорости реакции. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Константа равновесия.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на определение скорости реакции; на определение константы равновесия; на смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора; выполнение экспериментальной работы, доказывающей, что влияние различных условий способно изменять течение химической реакции.

Т е м а "Растворы”. Повторение: виды концентраций (процентная и молярная); переход от одного вида концентрации к другому. Смешивание растворов. Метод креста. Применение растворов в быту. Применение расчетов концентраций растворов в жизни.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на смешивание растворов; переход от одного вида концентраций к другому; выполнение экспериментальной работы по приготовлению рассола, сиропа и других растворов определенной концентрации для использования на уроках химии.

Т е м а "Промышленное получение важнейших неорганических веществ”. Синтез аммиака. Производство серной кислоты контактным способом.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения аммиака и серной кислоты.

Сообщения учащихся о важнейших химических производствах.

Т е м а "Металлы”. Металлы I, II, III групп главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства металлов.

.

Т е м а "Неметаллы”. Неметаллы IV, V, VI, VII групп главных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение. Основные соединения.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства неметаллов.

Обобщение. Обобщение и закрепление изученного материала. Комбинированные задачи по неорганической и органической химии. Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение комбинированных задач по органической и неорганической химии; выполнение тестовых заданий; работа на компьютерах по выполнению тестовых заданий; подготовка к ЕГЭ. Составление экспериментальных задач, их выполнение и защита. Смотр знаний.

Итоговое занятие. Обобщение материала по решению задач с участием органических  и неорганических веществ.

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование

№ п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория, ч

Практика, ч

1

Вводное занятие

1

 

1

 

Нахождение молекулярной формулы органического вещества

5

2

3

2

Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов

2

1

1

3

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу

2

1

1

 

Решение задач по химическим уравнениям  

с участием органических веществ

 

9

3

6

4

Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов)

3

1

2

5

Решение задач на выход продукта

2

1

1

6

Решение задач на избыток одного из веществ

3

1

2

 

Генетическая связь между основными классами 
органических соединений.
Генетическая связь органических и неорганических веществ

10

3

7

7

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере углеводородов)

3

1

2

8

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере кислородсодержащих органических веществ)

3

1

2

9

Осуществление цепочки превращений, связывающей органические и неорганические вещества. Решение по ней экспериментальных задач

1

 

1

10

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере азотсодержащих веществ)

2

1

1

 

Окислительно-восстановительные реакции

3

1

2

11

Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций

3

1

2

 

Качественные реакции на органические вещества

7

2

5

12

Определение органических веществ с помощью качественных реакций (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы)

4

2

2

13

Решение экспериментальных задач по органической химии

2

 

2

 

Строение атома. Периодический закон

2

1

1

14.

Написание электронных конфигураций и графических формул атомов и ионов.

2

1

1

 

Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

6

2

4

15.

Расчеты скорости по изменениям концентрации и температуры.

3

1

2

16.

Решение задач на смещение равновесия в системах при различных факторах.

3

1

2

.

Растворы.

4

2

2

17.

Задачи на смешивание растворов.

2

1

1

18.

Расчеты массовых долей веществ, определение количеств веществ в растворах.

2

 

2

 

Промышленные способы получения важнейших неорганических веществ.

4

2

2

19.

Решение задач на типичные технологические приемы

промышленного получения веществ (на примере синтеза аммиака,производства серной кислоты)

4

2

2

 

Металлы.

6

3

3

20.

Решение задач на основные свойства металлов

2

1

1

21.

Решение экспериментальных задач по теме металлы.

2

1

1

22.

Электролиз расплавов и растворов.

2

1

1

 

Неметаллы.

5

2

3

23.

Решение расчетных задач на основные свойства неметаллов и их соединений.

3

1

2

24.

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».

2

1

1

 

Обобщение.

8

3

5

25.

Комбинированные задачи по темам органической и неорганической химии.

3

1

2

26.

Решение заданий в ходе подготовки к ЕГЭ.

5

2

3

 

Итоговое занятие

2

 

2

         

.

 Итого: 72 часа.

Ожидаемые результаты

После прохождения программы 2-го года обучения школьники должны

 

· по т е м е "Нахождение молекулярной формулы органического вещества”:

1) знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии и свойствах;

2) уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;

 по т е м е "Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”:

1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;

2) уметь

– производить расчеты по химическому уравнению;

– составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных веществ;

 по т е м е "Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”:

1) знать химические свойства и способы получения органических веществ;

2) уметь

– решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;

– решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органических веществ;

– уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;

 по т е м е "Окислительно-восстановительные реакции”:

уметь

– расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреакций;

– составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

 по т е м е "Качественные реакции на органические вещества”:

1) знать

– технику безопасности при работе с органическими веществами;

– реагенты и методы проведения качественных реакций на различные органические вещества;

2) уметь

– проделывать качественные реакции;

– применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;

– работать с химическими веществами и химическим оборудованием.

 по т е м е "Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”:

1) знать строение атома;

2) уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графические формулы атомов и ионов элементов;

 по т е м е "Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”:

1) знать основные принципы протекания химических реакций;

2) уметь

– производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реакции, константы равновесия;

– прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора;

– проводить химические эксперименты;

 по т е м е "Растворы”:

уметь

– производить расчеты на определение концентраций при смешивании растворов;

– с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;

– готовить растворы заданной концентрации;

 по т е м е "Промышленное получение важнейших неорганических веществ”:

1) знать

– промышленные способы получения аммиака, серной кислоты;

– о важнейших химических заводах в России и Московской области;

– о влиянии химических производств на экологическую обстановку местности;

2) уметь решать и составлять задачи по типичным технологическим приемам промышленного получения аммиака и серной кислоты;

 по т е м е "Металлы”:

1) знать основные свойства и способы получения металлов;

2) уметь

– применять полученные знания при решении задач на основные свойства и способы получения металлов;

– проводить химические эксперименты;

– составлять уравнения электролиза и решать по нему различные типы задач;

 по т е м е "Неметаллы”:

1) знать

– основные свойства неметаллов, их расположение в периодической таблице;

– основные способы получения неметаллов;

2) уметь

– применять полученные знания при решении различных типов задач;

– проводить химические эксперименты;

– осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь неметаллов и металлов.

По окончании всего курса школьники будут уметь применять теоретические знания при решении задач; решать задачи основными способами и методами; составлять комбинированные задачи с участием органических и неорганических веществ; выполнять различные виды экспериментальных задач; находить рациональный способ решения определенной задачи и грамотно ее оформлять, а также работать с тестовыми заданиями по книгам и с использованием информационных технологий.