2-й г о д о б у ч е н и я |
Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 2-го года обучения. Тематика занятий. Взаимосвязь неорганической химии с органической. Органические вещества.
Т е м а "Нахождение молекулярной формулы органического вещества”. Способы нахождения молекулярной формулы вещества: по массовым долям входящих в него химических элементов; по относительной плотности данного газообразного вещества по какому-либо газу и массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества.
Т е м а "Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”.Особенности протекания химических реакций с участием органических веществ.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на нахождение массы, количества вещества, объема продуктов реакции по массе, количеству вещества, объему исходных веществ; на нахождение массы продуктов реакции, если известны массы всех исходных веществ (задачи на избыток); нахождение массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Т е м а "Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”. Основные классы органических соединений. Химические свойства и основные способы получения органических веществ. Основные способы перехода одного класса к другому. Пути перехода от органических веществ к неорганическим.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на цепочки превращений; экспериментальное осуществление отдельных фрагментов цепочек превращений; составление цепочек превращений и обсуждение рациональных способов перехода от одного класса веществ к другому.
Т е м а "Окислительно-восстановительные реакции”. Особенности окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Расстановка коэффициентов в них методами электронного баланса и полуреакций.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: расстановка коэффициентов в уравнениях реакций с участием органических веществ; составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Т е м а "Качественные реакции на органические вещества”. Качественные реакции на алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе; получение мыла в лаборатории.
Т е м а "Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”. Электронные и графические формулы атомов и ионов, находящихся в больших и малых периодах.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: написание электронных и графических формул атомов и ионов; семинар "От натрия до аргона” (интересные факты о химических элементах).
Т е м а "Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”. Энергия активации. Правило Вант-Гоффа. Катализатор. Закон действующих масс. Скорость химической реакции. Константа скорости реакции. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Константа равновесия.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на определение скорости реакции; на определение константы равновесия; на смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора; выполнение экспериментальной работы, доказывающей, что влияние различных условий способно изменять течение химической реакции.
Т е м а "Растворы”. Повторение: виды концентраций (процентная и молярная); переход от одного вида концентрации к другому. Смешивание растворов. Метод креста. Применение растворов в быту. Применение расчетов концентраций растворов в жизни.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на смешивание растворов; переход от одного вида концентраций к другому; выполнение экспериментальной работы по приготовлению рассола, сиропа и других растворов определенной концентрации для использования на уроках химии.
Т е м а "Промышленное получение важнейших неорганических веществ”. Синтез аммиака. Производство серной кислоты контактным способом.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения аммиака и серной кислоты.
Сообщения учащихся о важнейших химических производствах.
Т е м а "Металлы”. Металлы I, II, III групп главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства металлов.
.
Т е м а "Неметаллы”. Неметаллы IV, V, VI, VII групп главных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения, применение. Основные соединения.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач; выполнение экспериментальной работы на основные свойства неметаллов.
Обобщение. Обобщение и закрепление изученного материала. Комбинированные задачи по неорганической и органической химии. Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение комбинированных задач по органической и неорганической химии; выполнение тестовых заданий; работа на компьютерах по выполнению тестовых заданий; подготовка к ЕГЭ. Составление экспериментальных задач, их выполнение и защита. Смотр знаний.
Итоговое занятие. Обобщение материала по решению задач с участием органических и неорганических веществ.
Поурочное планирование
№ п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
Теория, ч |
Практика, ч |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
Нахождение молекулярной формулы органического вещества |
5 |
2 |
3 |
2 |
Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов |
2 |
1 |
1 |
3 |
Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу |
2 |
1 |
1 |
|
Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ
|
9 |
3 |
6 |
4 |
Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов) |
3 |
1 |
2 |
5 |
Решение задач на выход продукта |
2 |
1 |
1 |
6 |
Решение задач на избыток одного из веществ |
3 |
1 |
2 |
|
Генетическая связь между основными классами |
10 |
3 |
7 |
7 |
Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере углеводородов) |
3 |
1 |
2 |
8 |
Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере кислородсодержащих органических веществ) |
3 |
1 |
2 |
9 |
Осуществление цепочки превращений, связывающей органические и неорганические вещества. Решение по ней экспериментальных задач |
1 |
|
1 |
10 |
Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач* (на примере азотсодержащих веществ) |
2 |
1 |
1 |
|
Окислительно-восстановительные реакции |
3 |
1 |
2 |
11 |
Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций |
3 |
1 |
2 |
|
Качественные реакции на органические вещества |
7 |
2 |
5 |
12 |
Определение органических веществ с помощью качественных реакций (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы) |
4 |
2 |
2 |
13 |
Решение экспериментальных задач по органической химии |
2 |
|
2 |
|
Строение атома. Периодический закон |
2 |
1 |
1 |
14. |
Написание электронных конфигураций и графических формул атомов и ионов. |
2 |
1 |
1 |
|
Скорость химической реакции. Химическое равновесие. |
6 |
2 |
4 |
15. |
Расчеты скорости по изменениям концентрации и температуры. |
3 |
1 |
2 |
16. |
Решение задач на смещение равновесия в системах при различных факторах. |
3 |
1 |
2 |
. |
Растворы. |
4 |
2 |
2 |
17. |
Задачи на смешивание растворов. |
2 |
1 |
1 |
18. |
Расчеты массовых долей веществ, определение количеств веществ в растворах. |
2 |
2 |
|
Промышленные способы получения важнейших неорганических веществ. |
4 |
2 |
2 |
|
19. |
Решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения веществ (на примере синтеза аммиака,производства серной кислоты) |
4 |
2 |
2 |
|
Металлы. |
6 |
3 |
3 |
20. |
Решение задач на основные свойства металлов |
2 |
1 |
1 |
21. |
Решение экспериментальных задач по теме металлы. |
2 |
1 |
1 |
22. |
Электролиз расплавов и растворов. |
2 |
1 |
1 |
Неметаллы. |
5 |
2 |
3 |
|
23. |
Решение расчетных задач на основные свойства неметаллов и их соединений. |
3 |
1 |
2 |
24. |
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы». |
2 |
1 |
1 |
Обобщение. |
8 |
3 |
5 |
|
25. |
Комбинированные задачи по темам органической и неорганической химии. |
3 |
1 |
2 |
26. |
Решение заданий в ходе подготовки к ЕГЭ. |
5 |
2 |
3 |
|
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
.
Итого: 72 часа.
Ожидаемые результаты
После прохождения программы 2-го года обучения школьники должны
· по т е м е "Нахождение молекулярной формулы органического вещества”:
1) знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии и свойствах;
2) уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;
• по т е м е "Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ”:
1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;
2) уметь
– производить расчеты по химическому уравнению;
– составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных веществ;
• по т е м е "Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ”:
1) знать химические свойства и способы получения органических веществ;
2) уметь
– решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;
– решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органических веществ;
– уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;
• по т е м е "Окислительно-восстановительные реакции”:
уметь
– расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреакций;
– составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• по т е м е "Качественные реакции на органические вещества”:
1) знать
– технику безопасности при работе с органическими веществами;
– реагенты и методы проведения качественных реакций на различные органические вещества;
2) уметь
– проделывать качественные реакции;
– применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;
– работать с химическими веществами и химическим оборудованием.
• по т е м е "Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева”:
1) знать строение атома;
2) уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графические формулы атомов и ионов элементов;
• по т е м е "Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие”:
1) знать основные принципы протекания химических реакций;
2) уметь
– производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реакции, константы равновесия;
– прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора;
– проводить химические эксперименты;
• по т е м е "Растворы”:
уметь
– производить расчеты на определение концентраций при смешивании растворов;
– с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;
– готовить растворы заданной концентрации;
• по т е м е "Промышленное получение важнейших неорганических веществ”:
1) знать
– промышленные способы получения аммиака, серной кислоты;
– о важнейших химических заводах в России и Московской области;
– о влиянии химических производств на экологическую обстановку местности;
2) уметь решать и составлять задачи по типичным технологическим приемам промышленного получения аммиака и серной кислоты;
• по т е м е "Металлы”:
1) знать основные свойства и способы получения металлов;
2) уметь
– применять полученные знания при решении задач на основные свойства и способы получения металлов;
– проводить химические эксперименты;
– составлять уравнения электролиза и решать по нему различные типы задач;
• по т е м е "Неметаллы”:
1) знать
– основные свойства неметаллов, их расположение в периодической таблице;
– основные способы получения неметаллов;
2) уметь
– применять полученные знания при решении различных типов задач;
– проводить химические эксперименты;
– осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь неметаллов и металлов.
По окончании всего курса школьники будут уметь применять теоретические знания при решении задач; решать задачи основными способами и методами; составлять комбинированные задачи с участием органических и неорганических веществ; выполнять различные виды экспериментальных задач; находить рациональный способ решения определенной задачи и грамотно ее оформлять, а также работать с тестовыми заданиями по книгам и с использованием информационных технологий.