"Урок волшебства".
Праздник "День по интересам."
Цель урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, воспитывать у учащихся понятия того, что человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе.
Чудеса, да и только…
Мы начинаем наш необычный урок химии.
Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. Вещи же сделаны из чего-то. Например, гвоздь железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.
Все это вещества. Эти вещества изучает наука химия.
Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они и как ими пользоваться.
А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?
Но прежде чем приступить к практической части нашего урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности.
Шутливые правила техники безопасности
На уроке можно:
- Давать новые имена друзьям в честь элементов из ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- Быть вежливыми, чтобы направить реакцию друзей по правильному пути;
- Быть внимательными на уроках при объяснении нового материала, так как повышенная концентрация внимания при этом увеличивает скорость восприятия нового материала;
- Быть активными при опросе, так как это ускоряет получения "пятерок”.
На уроке запрещено:
- Толкаться друг с другом, так как при столкновении может произойти нежелательная и непредсказуемая реакция;
- Вертеться за партой во время урока, так как при этом увеличивается скорость движения, происходит выброс энергии, что приводит к отрицательным побочным эффектам;
- Разговаривать на уроке, так как это служит катализатором (ускорителем) процесса удаления ученика с урока, а, следовательно, ингибитором (замедлителем) усвоения учебного материала;
- Быть рассеянным на уроке, так как при снижении концентрации внимания уменьшается скорость восприятия учебного материала.
Итак, волшебства начинаются!
Опыт 1. "Вулкан”.
А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ:
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана
Показалось пламя.
Гул и грохот,
Через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи!
Оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос.
На поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.
Опыт 2. "Фараоновы змеи”. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.
Оборудование: сухое горючее, таблетки норсульфазола, фарфоровая пластина, спички.
На фарфоровую пластину положить таблетку сухого горючего 2 таблетки норсульфазола, поджечь.
Опыт 3. "Несгораемый платок”. Вспомните волшебные предметы из сказок.
Оборудование: силикатный клей + вода = 1:1,5, спирт, держатель, спиртовка, спички, платок.
Смочить платок в смеси клея и воды, слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.
Опыт 4. "Гибель "Титаника””. Кто из вас знает историю про "Титаник”?
Оборудование: кристаллизатор, бумажный кораблик, вода, натрий.
В кристаллизатор налить воду, опустить на воду бумажный кораблик, положить на него натрий, он загорится.
Опыт 5. "Дым без огня”.
Оборудование: колба коническая (1л) с пробкой, соляная кислота (конц.), водный аммиак (конц.).
В колбу наливаем немного водного аммиака, наносим на стенки колбы, затем добавляем соляную кислоту, закрываем пробкой, появляется "дым”.
Опыт 6. "Хамелеон”. Вы знаете, кто такой хамелеон?
Оборудование: 3 колбы конических (0,5л), вода, фенолфталеин, вода, лакмус, растворы HCl и NaOH, CoSO4.
Опыт 7. "Химическое молоко”. Все, наверное, помнят фразу:
Оборудование: стакан (250мл), хлорид бария, сульфат калия.
В стакан налить сульфат калия, затем хлорид бария.
.
Опыт 8. "Огненная надпись”. Ассистент приносит 2 конверта с письмами. При вскрытии обнаруживается, что на бумаге ничего нет. Ассистент утверждает, что когда письма писали, надпись было видно. Видимо ее надо "проявить”.
Оборудование: концентрированный раствор нитрата калия, лучина, спички, бумага.
На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20г KNO3. Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится "искра", которая будет медленно двигаться по контуру
Опыт 9. "Газировка”.
Вопрос: Что это?
Оборудование: колба 250мл, растворы Na2CO 3 и HCl.
В колбу налить раствор Na 2CO3, добавить раствор HCl, происходит выделение газа, как в газированной воде.
Опыт №10.»Операция без боли и крови»
Из числа зрителей выбирают ученика для проведения опыта, усаживают на стул)
Оперируем без боли,
Правда, будет много крови!
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод!
1-й ученик
Один момент!
(Подает раствор роданида калия. Ватку обильно смачивают данным раствором и обрабатывают руку «пациента»
2-й ученик
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент!
Нож подайте, ассистент!
(Нож обрабатывают раствором хлорида железа (III) и тупым концом ножа проводят по руке «пациента»)
Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода!
Но сейчас я вытру руку - от разреза ни следа!
(Обрабатывает «кровяной» след ваткой, смоченной раствором тиосульфата натрия)
Заключение
Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить.
Сегодня мы только прикоснулись к удивительному миру волшебной науки ХИМИЯ. Жду вас в гости. До новых встреч!